В ночь с четверга на пятницу во Франции вступает в силу запрет на молитвы на улицах.
В интервью газете Le Figaro министр внутренних дел Франции Клон Геан прокомментировал эту меру, сообщает сегодня InoPressa.ru.
"Я буду твердо следить за тем, чтобы этот закон выполнялся. Молитва на улице - неуместный религиозный обряд, противоречащий принципу светскости", - отметил глава ведомства. "С момента вступления в должность я заявлял, что с молитвами на улицах необходимо покончить, потому что эта практика задевает чувства многих моих соотечественников, шокированных тем, что общественное пространство отдается под религиозный обряд", - заявил министр.
В беседе с корреспондентами издания глава МВД сообщил, что в минувшую среду вечером было подписано соглашение с мусульманскими ассоциациями парижского квартала Goutte d'Or (XVIII округ) о том, чтобы верующие, раньше молившиеся на улицах Мира и Полонсо, отныне собирались на намаз в близлежащих зданиях. Государство выделило мусульманской ассоциации помещение площадью 2 тыс. кв.м на условиях аренды на три года по фиксированной цене 30 тыс. евро в год.
"У верующих больше не будет причин молиться на улицах, потому что в первое время службы в мечетях района проводиться не будут", - отметил Геан.
"С практикой молитв на улицах необходимо покончить, и с ней будет покончено. В случае необходимости мы можем даже применить силу, но это лишь гипотетически, я это исключаю, потому что проводимый диалог дает плоды. Большая пятничная молитва будет проходить в помещении бывшей казармы и больше нигде. Это дело решенное", - подчеркнул глава МВД.
Он выразил уверенность, что эта практика вызывает недовольство у многих французов, которые не имеют ничего против той или иной религии, но убеждены, что такое использование общественного пространства противоречит принципу светскости, которому они очень привержены.
Геан отметил, что во Франции сегодня насчитывается 2000 мечетей и мест для молитвы мусульман, причем тысяча была создана за последние десять лет. Что касается строительства новых культовых зданий, то, согласно французским законам, ни государство, ни местные органы не могут выделять средства на строительство новых мечетей или церквей - это дело самих верующих, подчеркнул министр.
Между тем проблема, с которой надеется справиться французский министр, возможно, гораздо более остро стоит и в России. Во всяком случе, это в первую очередь касается двух российских столиц. Об этом свидетельствуют недавние события.
Напомним, что один из главных мусульманских праздников - Ураза-байрам, который последователи ислама начали отмечать 30 августа, вновь, как писали СМИ, превратил Москву в "Москвабад" и наглядно показал, что огромный наплыв молящихся из года в год создает одни и те же проблемы, а придуманные властями меры не способствуют их решению. В СМИ звучат предупреждения, что так оно и будет, если не строить новые мечети.
При этом практика показала, что живущие и гостящие в Москве мусульмане не очень-то жалуют новые места. Более того, имея на выбор четыре мечети, десятки тысяч неизменно рвались по давней традиции в Соборную у станции метро "Проспект Мира", заполняя прилегающие улицы, создавая пробки, осаждая метро и мешая спешащим на работу москвичам. Светское же помещение - павильон в парке "Сокольники", который, по распоряжению мэра Серегея Собянина был отдан под молитвенный зал, поулярностью у празднующих окончание Рамадана не пользовался. Надеялись, что туда придут 8-9 тысяч верующих, а в итоге их было намного меньше. Огромный павильон, полностью устланный ковриками, остался полупустым.
Сегодня, когда молельный зал зал Соборной мечети в Москве был разрушен, проблема с намазом на улице может еще сильнее обостриться.
Между тем, как заявил недавно первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов, "асфальтный" намаз в невыгодном свете выставляет Москву перед всем исламским миром. По его словам нормальная возможность для мусульман удовлетворять свои религиозные потребности позволила бы, среди прочего, уберечь большинство верующих от влияния сомнительных подпольных центров.
Возможно, как мусульманам в России, так и представителям российских властей, следовало бы позаимствовать опыт Франции, где, как уже отмечалось выше, за 10 лет было построено 1000 мечетей. Правда, строительство храмов - причем, не только мусульманских у нас иногда наталкивается на серьехные протесты населения.